Ради долга, совести и офицерской чести
От ста до шестисот
Когда Анатолий Андреевич Киндяков в 1976 году перевелся из Чистоозерного в наш РОВД, первое, что его поразило — отношение маслянинцев к милиционерам и в целом к Закону. «Доброжелательные очень люди были, законопослушные. Помогали нам. Населения в районе — больше 35 тысяч, а нас в отделе — тридцать с лишним человек. Но из ста уголовных преступлений в году, не раскрывалось всего одно-два. Пахали мы, если честно признаться. Но без помощи людей, пожалуй, ничего бы не сделали».
Странно, но именно в это время самыми частыми преступлениями были кражи из магазинов и убийства. Причем убийства тяжкие, жестокие. Вот такой парадокс. Это были 80-ые.
В 90-ые все изменилось. «Самое тяжелое время — 1991-1993 годы. Развал страны. Партия КПСС, родная наша, ушла с арены. Мы ждали переворота. Новой войны, возможно, когда путч произошел, хотя прямо об этом и не говорили. Обошлось все, слава Богу!».
Личный состав не получал зарплату по полгода. С главного управления на грузовиках привози сахар, тушенку, крупы. Под зарплату и отоваривались. В это время, в 19995 году, Анатолий Андреевич возглавил отдел. «Тяжело было выкручиваться. Всем было нелегко. Но личный состав не разбежался. Тогда мы работали не за деньги. Долг, совесть и честь офицерская — вот что было нашими идеалами. Воспитывали нас по-другому. С «октябрят» внушали — раньше думай о Родине, а потом о себе. Сейчас все не так…».
А вот в плане материально-технического обеспечения в 96-98 годах стало легче: мотоциклы сменили автомобилями. Появились они и у участковых, у сотрудников следствия и уголовного розыска. Личный состав постепенно увеличился до 106 человек. Нагрузка возросла. «Рост преступности пошел в начале 2000-ых. И к 2006 году достигло 600 уголовных преступлений в год. Как ни удивительно, шло сокращение краж из магазинов и убийств. Теперь крали личное имущество: скот, машины. Все подряд тащили. Хозяйства стали ликвидироваться, рабочие места сокращаться. Ситуация экономическая в стране, да и в районе, – не дай Бог! Безработица! Оттуда и «вал» преступности. Но справлялись. И скажу, неплохо! 99 процентов личного состава отдавались работе полностью. Кадры решают все! — эта поговорка будет злободневна и в 30 веке. Ведь и в это время отдел занимал только первые и вторые места по области! Не помню такого, чтобы я с коллегии возвращался и ничего не вез. Отсюда и присвоение званий «сверх потолка», и премиальные хорошие людям. Тяжкое было время, но интересное. Книгу можно написать! Тогда каждый видел результаты своей работы. И отдача была — люди спасибо говорили. А мне хочется сказать спасибо жене. И женам всех своих сотрудников. Они все терпели, были нашим крепким тылом. Мы все выдержали, пережили это время смутное достойно! Не замарали себя ничем ни перед жителями, ни перед руководством».
Личный состав был очень дружный. Профессионалы-парни работали: Уколов Анатолий Андреевич, Николай Иванович Боровик, Евгений Иванович Ошейко, Константин Георгиевич Баскаков, Леонид Васильевич Дудченко.
Герефорды — это тоже история
Проезжая мимо деревеньки Черепановского района с поэтичным названием Ясная Поляна молодой милиционер Николай Иванович Ушаков и представить себе не мог, что через несколько лет, работая начальником вневедомственной охраны, он, по совместительству, будет работать и в этом селе «председателем колхоза».
«Мы не жили тогда. Выживали. Если в РОВД было государственное финансирование, то вневедомственная охрана сама себя обеспечивала. Существовала за счет договоров. Охраняли банки, магазины, предприятия — за это нам платили деньги. Но их хватало только налоги заплатить и выдать сотрудникам зарплату. Остальное приходилось на бартер: с нами рассчитывались кирпичами, сыром, разными товарами. Лет пять так было. Кирпичи, например, мы обменивали на радиостанции. А как-то даже на «Жигули» обменяли. Первыми в области во все киоски установили тревожные кнопки. Сложные были времена, но развитие техники было. Хотя основным чудом был наш колхоз, конечно!».
В главном управлении вневедомственной охраны за годы такого бартера накопились излишки. Многие товары, которые не были использованы, нужно было пускать в оборот. Прибавить к этому сложную ситуацию в стране, когда многие предприятия и колхозы разорялись. Управлению передавались заброшенные фермы и многое другое. Начальником управления вневедомственной охраны в то время был Дюбанов Василий Михайлович — сильный хозяйственник. Он то и разработал всю эту систему. На базе Черепановского отдела, например, работала «циркулярка». Там делали окон и двери. Сузунский отдел охраны занимался лесом. У управления была своя СТО и даже швейная фабрика, где милиционерам шили все от галстука до брюк. «А вот нам досталась свиноферма. В 1998 году Дюбанов передал ее Маслянинскому отделению охраны. И назначил меня курировать это подсобное хозяйство.
На базе брошенного хозяйства в селе Ясная поляна мы, совместно с управлением, начали восстанавливать и создавать свое подсобное хозяйство. В тот же год завезли сотню герефордов – мясную породу крупнорогатого скота. Таких в районе больше нигде не было! Мы распахали брошенные земли — почти 2,5 тысячи гектаров. Хлеб сеяли. Зерно выращивали. Коровок же надо было кормить. С помощью управления восстановили гаражи, животноводческие дворы, склады. Объем работы огромный проделан был. И комбайны, и трактора свои были. Зерносушилка у нас была польская, современная по тем временам.
С утра на планерке Анатолий Андреевич с меня спрашивал результаты работы по охране общественного порядка, а после обеда я в колхоз уезжал. Везде успевал, везде отличные результаты были. Лучшими были в области! Сутками, практически, работали. И к 2004 году герефордов у нас было уже 600 голов, и это за шесть лет работы!».
Но в январе 2004-го пришел приказ из Москвы: закрыть все подсобные хозяйства. И СТО, и склады, и швейную фабрику. Все имущество распродали. Большую часть герефордов сдали на мясокомбинат.
«Система-то работала! Мы сами зарабатывали. Сами все делали. Никому не мешали. Вся Ясная поляна у нас в колхозе трудилась. Когда закрывали его, люди плакали. И я тогда из милиции ушел. Надо было пережить все это. Колхоз был моим «детищем». Столько сил в него вложено, здоровья... Вот такая интересная была жизнь!».
Мы перелистнули еще одну страничку истории. Истории нашего отдела, в которой как в капельке воды, отразилась и история нашей страны. Такие истории раскрывают, как быстротечна и переменчива жизнь! Кажется, что все было еще совсем недавно, вчера. А посмотришь вокруг и видишь, как все изменилось. Только в лучшую сторону или в худшую? Это как посмотреть. Для каждого по-разному.