Мы работали в народной милиции
За преступником на лошадке
«Только представьте, — говорит Геннадий Иванович Кошеляев. — В 69 году, когда я пришел в отдел, участковые инспекторы работали в 10-12 населенных пунктах. Это примерно девять тысяч населения в те годы. Мой участок был 60 километров в диаметре. От Маслянина до Отчихи. А транспорт — одна лошадка. Случилось где что, садишься на нее и едешь!».
В те годы в отделе работало 32 человека (вдвое меньше, чем сейчас) аттестованного состава. А еще три технички, две медсестры в вытрезвителе и конюх, который присматривал за 11-ю лошадками. Эти лошади (в том числе и специальный «выездной» жеребец для начальника) были главным транспортом того времени. Летом чаще выезжали верхом. Зимой — на санях.
«Из управления приезжали проверять корма, — вспоминает Анатолий Александрович Казаков. — Овес перевешивали, сено перекладывали — проверяли, чтобы не было недостачи. Участковому выделяли пять рублей на заготовку сена. Три рубля конюху за уход. И три центнера овса на квартал. Даже сено мы сами заготавливали».
Это уже позже в отделе появились два стареньких «ГАЗ-69», такой же видавший виды «вытрезвительский» «ГАЗ-51», мотоциклы. Были они, разумеется, роскошью.
В 1974 году в отделе появился «телетайп» (устройство, внешне похожее на печатную машинку. «Прародитель» современной электронной почты). «Это было верхом совершенства! — восклицает Геннадий Иванович. — Ведь когда я пришел работать в «дежурке» стоял коммутатор. Большая такая машина, как в старых фильмах. Надо, например, звонившего с начальником соединить – берешь шнур и соединяешь. Примерно в то же время нам выдали радиостанции «Марс». Маломощные. Выйдешь в сторону Бажинска, и нет связи. Только по Маслянино работали. А следователи выезжали на происшествие с чемоданом, в котором были только дактилоскопические кисточки с порошками, рулетка и фотоаппарат!
Доверие и уважение людей
В то время милиционеры работали не просто с людьми. Они работали среди людей. Помимо основной работы, милиционеры убирали с полей урожай, ремонтировали скотные дворы, скирдовали лен, возили зерно. Потому и сами знали многих. И люди сотрудников и знали, и уважали.
Часто случалось так, что выехав в село по вызову, милиционерам приходилось и ночевать там же. А где заночуешь? Когда в сельском совете, когда у своих внештатных сотрудников, когда и у простых людей. «Как-то не смогли через реку перебраться, — рассказывает Михаил Александрович Пушкарев, — она из-за дождя разлилась. Пришлось ночевать у местного жителя, ветерана войны. Хороший был человек. Всегда помогал нам. И таких как он людей в те годы было очень много».
Бывало и так, что своим же следователям из тюрем с просьбами о помощи писали заключенные. И от них не отмахивались, а помогали. «Хорошие люди в отделе работали. Сильные участковые, следователи с опытом большим. Да и люди были порядочные. Не озлобленные». — Признается Анатолий Александрович Казаков.
Великая помощь дружинников
Дружинники и внештатные сотрудники милиции в 60-90 годы были обычным делом. Народные дружины создавались в каждом коллективе, возглавляли которые начальники и директора предприятий. Каждый день дружинники дежурили в отделе до 23 часов. Вместе с участковыми выезжали по вызовам, проверяли семейных дебоширов, ранее судимых, подростков, родителей, не занимающихся своими детьми. Много педагогов в дружинниках было. Они с родителями профессионально беседовали. «Был такой преподаватель в училище, Тупицын, весь район учил, многих знал, — рассказывает М. А. Пушкарев. — Нахулиганит кто-нибудь из трактористов, например, приедем. Увидят они своего учителя и стыдно становится. Вся бравада слетает с них. Извиняются». Работа дружинников в то время была большим подспорьем милиционерам.
В каждом селе работали внештатные сотрудники. Они тоже задерживали преступников, выезжали на места преступлений. Многие из них были даже награждены медалями, например, Краморов Н. И., В. Д. Савиных, А.П. Науменко.
Весь район от этого выигрывал. Пожалуй, потому и раскрываемость преступлений в это время была около ста процентов. За такие результаты в отделе 12 лет подряд стояло переходящее Красное знамя.
Милиционер! И этим горжусь!
Каждый из них по праву гордится тем, что служил в органах. Каждый, если бы это только было возможным, повторил бы свою судьбу. Каждому время от времени снится работа. Ведь они были преданы службе. Их руками построено старое здание отдела (и много чего еще). Традиции, заложенные ими, сейчас берегут и развивают их преемники. Отдел всегда на хорошем счету. И что им особенно приятно — здесь о них не забывают. Поздравляют с днем рождения, приглашают на встречи. Михаил Алексеевич Рахманов, начальник Маслянинского отдела, старается, чтобы ветераны регулярно поправляли здоровье в госпитале. Это все дорогого стоит. И значит, все было не зря.